ИСТОРИЯ АКУПУНКТУРЫ (ИГЛОРЕФЛЕКСОТЕРАПИИ, ИГЛОТЕРАПИИ, ЧЖЭНЬ-ЦЗЮ ТЕРАПИИ)

Новый взгляд на происхождение акупунктуры

   Археологические находки на территориях древнего Китая и Кореи, в местах нахождения очагов древних цивилизаций и захоронений,  позволяют сделать вывод, что такой метод лечения как иглоукалывание (чжень) был известен людям ещё в каменном веке, т.е. за более чем 5000 лет до нашей эры! Об этом свидетельствуют найденные при раскопках каменные иглы из кварца, яшмы и кремния, а также костяные и бамбуковые иглы. Таким образом, история акупунктуры имеет древнее происхождение.

   Однако у специалистов, хорошо знакомых с иглотерапией эти факты могут вызвать недоумение, так как неизбежен вопрос: «Как могли древние люди, в то время, когда наука была неразвита, не зная таких «материальных» дисциплин как физиология, анатомия, биофизика и т.п., досконально знать акупунктурную (энергетическую), «нематериальную» систему человека, ритмы космических объектов (экзогенные) и ритмы деятельности внутренних органов (эндогенные) человека, а также многое другое, до чего еще не дошла или только доходит современная наука?!».

   Подобные вопросы  вызывают сомнение в том, что древневосточная иглотерапия и, в частности, пульсовая диагностика, являются продуктом земного происхождения. Позже были найдены многочисленные доказательства того, что землян развивали и учили (а может быть, и клонировали?) намного более развитые Представители Внеземных Цивилизаций (в дальнейшем — ПВЦ). Об этом свидетельствуют многие археологические, архитектурные и литературные факты из истории многих народов, населяющих Землю. Это, например,  рукописи народа майя или древнекитайские источники, о которых будет сказано далее.  Загадочные архитектурные сооружения, такие как древнеегипетские, китайские и тибетские пирамиды, развалины древней обсерватории Стоунхэндж, каменные изваяния острова Пасхи, гигантские параболические каменные зеркала в горах Китая и Тибета, а также свидетельства множества очевидцев НЛО и контактеров с ПВЦ и т.д. В сказаниях Японии, Китая, Индии, древнего Вавилона, Древней Греции, Египта и древних латиноамериканских народов можно найти ссылки, где в той или иной форме упоминаются сыны неба, сыны солнца, летающие драконы, огненные колесницы и другие символы или образы гостей из космоса.

    Характерно, что в древности народы многих стран называли ПВЦ богами, которые являлись наставниками и учителями землян. Вот что пишет В. Зайцев, обращаясь к книге Фрейзера «Фольклор в Ветхом Завете»: «Из нее мы узнаем, что начальная страница истории всех народов Земли – континентальных и островных, народов цивилизованных и стоящих на обочине центральной магистрали исторического прогресса – связана с представлением о Богах, приходивших с неба. Боги жили среди людей, преподносили им первые знания, помогали бороться с антагонистическими силами природы, были первыми советчиками людей, законодателями и установителями морали». (В. Зайцев, «Боги приходят из Космоса», «Байкал», 1967, N5,6 и 7). Следующее сообщения также наводят на мысль о неоднократном посещении Земли ПВЦ. Японские археологи во время раскопок, произведенных в различное время в префектурах Амори и Ивате, обнаружили статуэтки, изображающие каких-то людей или человекоподобных существ в странных костюмах типа скафандров и в шлемах, закрывающих всю голову. На шлемах ясно видно что-то вроде щелевых очков, дыхательных фильтров, антенн или слуховых аппаратов. Скафандры снабжены даже «приборами ночного видения». Если присмотреться внимательнее, то ведь на  шлемы похожи и головные уборы на изображениях многочисленных будд…

    Из древнекитайских источников также известно, что десант ПВЦ высаживался и на территории Древнего Китая, где впоследствии образовалось ядро цивилизации. Были, по-видимому, и непредвиденные задержки пребывания на Земле представителей ПВЦ, в результате аварий их летательных аппаратов. Можно привести следующие факты: в 1937 –1938 годах на границе между Китаем и Тибетом, в горном пещерном районе Байян-Кара-Ула археологи под руководством доктора Чи Пу Тэя нашли пещеру с множеством могил. В них лежали скелеты загадочных существ, очень похожие на человеческие, но маленькие, не более 130 см и с непомерно большими черепами необычной формы. Кости же выглядели на удивление тонкими и хрупкими. Было установлено, что скелеты пролежали в земле более 12 тысяч лет! По уверениям местных жителей – это останки предков ныне вымирающего племени лилипутов – драпа. Их легенды повествуют о том, что предки драпа пришли на Землю с далеких звезд. Впоследствии эти легенды нашли свое подтверждение после расшифровки профессором Пекинской академии Цум Ум Нуйем загадочных знаков, выгравированных на каменных дисках, найденных при раскопках. Это были странные каменные диски, исписанные непонятными узорами и иероглифами, количеством 716 штук. После их изучения, было установлено, что они изготовлены из металла и керамики. Для получения дополнительных данных о дисках с них соскоблили частицы камня и отправили для анализа в Москву. Здесь было сделано удивительное открытие: диски содержали большое количество кобальта и еще какого-то металла. Другие исследования выявили необычный ритм вибрации, словно диски были заряжены или когда-то включены в цепь, служа проводником электричества. Все диски, подобно граммофонным пластинкам, в центре имеют отверстие, от которого спиралью отходит двойной желобок, доходящий до периметра диска. Об этих бороздках немецкий журнал писал: «Очевидно, это не звуковые бороздки, а письмена, самые странные, которые когда-либо были найдены в Китае, да и во всем мире». Только лишь спустя тридцать лет после находки диски удалось расшифровать. Вначале Пекинская академия не разрешила профессору сделать публикацию на эту тему, по-видимому, из-за необычного содержания расшифрованных письмен. Когда, наконец, разрешение было получено, появился труд под интригующим названием: «Бороздчатые письмена, повествующие о космических кораблях, которые, по свидетельству записей на дисках, существовали 12 тысяч лет тому назад».

    В высокогорных пещерах Байян-Кара-Ула живут племена драпа и хам. Люди этих племен очень малорослы и тщедушны. Рост их примерно 130 см. До сих пор ученые не смогли их отнести к какой-то конкретной этнической группе. Сведения об этих племенах весьма скупы. Расшифрованные иероглифы на дисках упоминают о народах драпа и хам: «Драпа спустились с облаков на своих воздушных глиссерах. Десять раз до восхода солнца мужчины, женщины и дети прятались в пещерах. Наконец они поняли знаки и увидели, что на этот раз драпа прибыли с мирными намерениями…» Есть и другие иероглифы племени хам, в которых выражено  сожаление по поводу гибели их воздушных кораблей при приземлении в труднодоступных горах. А также по поводу того, что построить новые воздушные корабли не удалось. Древние китайские легенды повествуют о маленьких человечках — худых, желтолицых, которые якобы приходили с облаков. Эти человечки были безобразны: они имели необычайно большие головы и чрезвычайно худые и щуплые тела. Их безобразие вызывало в земных племенах чувство отвращения и было причиной того, что все избегали их, а какие-то «люди на быстрых лошадях» их избивали. Таковы легенды. Но действительность подтверждает эти легенды: археологи и специалисты находят в пещерах Байян-Кара-Ула остатки могил и скелетов 12 -тысячелетней давности.

    Но не только случайно на Земле оказывались инопланетные гости. Судя по многим фактам, они прибывали на Землю с вполне определенными целями.   Из разных древнекитайских источников можно сделать выводы о том, что на заре развития человечества ему помогали ПВЦ. И первые полулегендарные императоры китайского народа видятся не иначе как пришельцами с далеких планет, выполняющих благородную миссию просветительства и развития человечества. По описаниям они часто отличались от обычных людей – силой, ростом, видом и т.д.  

    Например, во многих древнекитайских летописях рассказывается об императоре Хуан-ди (желтом императоре, желтом предке), правившем в бассейне реки Хуанхэ в XXVI веке до н.э. Фигура эта реальная, известен последний год царствования Хуан-ди – 2598 год до н.э.). Его и его приближенных называли «Сыны Неба», подчеркивая тем самым их  неземное происхождение. Прибытие императора и свиты с неба в «белом бронированном яйце» на Землю сопровождалось сиянием «великой молнии, опоясавшей звезду Цзи в созвездии Ковша» (Большая Медведица). У пришельцев были странные  полупрозрачные  зеркала,   самодвижущиеся   повозки,  80 одинаковых «железных братьев Чи Ю с шестью руками и четырьмя глазами, с трезубцем вместо ушей» (роботов?) и масса  других непонятных вещей. Став императором, Хуан-ди учил людей разным ремеслам,  лечиться иглоукалыванием (хотя по другим источникам, об этом методе уже было известно и во времена правления другого китайского императора – Фу-си – примерно около 3000 лет до н.э., а также, как свидетельствуют археологические находки, и до него).  Его помощник Жун Чен составил календарь, другие  помощники занялись «определением предзнаменований»  по  Солнцу, яркости  звезд и метеоров. Но больше всего землян удивляли не абсолютно новые для  них знания, а удивительные  3-4 —  метровые  треножники, на которых совершали полеты «неизвестно куда»  их  учителя. Эти аппараты могли «покоиться и  идти»,   «становиться  легкими  и  тяжелыми», «летать в облаках, подобно дракону», кроме того, они «не имели преград в прошлом и будущем»!  С их помощью император и его помощники перемещались  в  будущее и прошлое. К примеру,  как это описали китайцы, один из пришельцев «временно умер и возродился через 200 лет»!.. А еще про «дракона» (треножник) было известно, что забравшийся ему в брюхо человек во время поездки быстро наращивал возраст, достигая 2 тысяч лет, иными словами, скорость «дракона» влияла на ход времени. В VI веке китайцы откопали из земли останки главного руководителя  «братьев Чи Ю с четырьмя глазами и шестью руками» и описали их  так: «Тот  череп, словно бы из меди и железа, который ныне обнаружили жители области Цзычжоу, копая землю, — это и есть кости Чи Ю». Примечательно, что найденные останки обладали радиоактивным излучением.

    Император Хуан-ди правил в Северном Китае — именно там позднее зародилось ядро китайской цивилизации. Он входит в число пяти легендарных правителей:

1.      Баоси — другое имя Фу-си, легендарный первопредок и первый правитель Китая (гг. правления  2852-2737).

2.      Шэньнун — второй по счету легендарный правитель Китая (гг. правления 2736-2699).

3.       Хуан-ди — третий легендарные император (гг. правления 2698-2598).

4.       Яо — четвертый легендарный император (гг. правления 2357-2255).

5.      Шунь — пятый легендарный император (гг. правления 2255-2205).

   Всем этим правителям предания приписывают различные изобретения и учения, которыми они делились с людьми. Известный китайский трактат «Хуан-ди Ней-цзин Су-вень Линь-шу», построенный в виде диалога Желтого императора с его небесным наставником Ци Бо, является литературным источником, содержащим сведения философского и медицинского характера. Что странно, дату его появления определяют III – II вв. до н.э., хотя император Хуан-ди правил за много веков до этого. По-видимому, первоначальные источники, на которых основывается данный трактат  не дошли до настоящего времени или не были обнаружены.

      Как свидетельствуют литературные источники, кроме народов Древнего Китая и другие народы различных стран были облагодетельствованы ПВЦ передачей философских, медицинских и других знаний. История акупунктуры имеет такие факты. Например, хранящийся в одном из Лондонских музеев древнеегипетский папирус Эбберса, датированный 1550 годом до н.э., содержит рисунок человека с нанесенными на него точками для иглоукалывания. Но, по-видимому, в этой части света методы иглоукалывания не развились, и эта наука была забыта последующими поколениями.

   Теперь о следующем. Если на основании вышесказанного предположить, что методы иглоукалывания и вся соответствующая философская основа данного метода лечения не являются продуктом земного происхождения, а привнесенным извне знанием, то спрашивается, что же передали землянам ПВЦ в зашифрованном (т.е. удобным для восприятия и понимания людьми того времени) виде.  Имеются в виду законы Инь-Ян, «У-син», триграммы, гексаграммы и т.д.  

  Анализ этих законов и понятий с точки зрения современной физики, электромагнитной биологии и др. наук позволяет утверждать, что, несмотря на примитивное мышление людей древности, им были переданы для пользования знания о полярности, пространстве-времени, цикличности процессов и другие фундаментальные законы Вселенной и бытия. Вот такой представляется настоящая история акупунктуры.

       Что же касается земной истории развития иглотерапии, то ниже она представлена в кратком виде.

     Одной из первых книг, в которой были систематизированы и обобщены опыт и представления древних учёных, является древнекитайский трактат  „Хуан-ди Нэй-цзин Су-вэнь Линь-шу“, написанный в начале III в до н.э. и состоящий из 18 томов.

      С тех пор  в Китае на протяжении многих веков лечение посредством иглоукалывания и прижигания быстро развивалось. Было написано много книг по чжэнь-цзю-терапии. 

     В начале 15 века официальные власти Поднебесной, несмотря на традиционный изоляционизм, снарядили несколько дальних морских экспедиций во главе с выдающимся мореплавателем Чжэн Хэ (1371-1434 гг.). Китайский флот, обследовавший побережья Индии, Аравии и Африки, надолго задержался на о. Мадагаскар, коренное население которого (в значительной части — потомки переселенцев из Малайзии и Индонезии) переняло некоторые сведения о ЧЖЭНЬ-ЦЗЮ. В 1433 г. император Китая приказал сжечь флот и запретил дальнее мореплавание, однако своеобразное мадагаскарское (малагасийское) иглоукалывание распространилось по восточному побережью Африки и используется, хоть и ограниченно, по сей день.
    Однако в тот же период (15-20 вв.) происходил и обратный процесс — колониальная экспансия западных держав в Юго-Восточной Азии стимулировала изучение европейцами истории и культуры региона. Европейские (в первую очередь — французские и голландские) врачи начали все более внимательно изучать ЧЖЭНЬ-ЦЗЮ и фиксировать накопленный ею опыт. Испанские миссионеры, путешествовавшие по Китаю в 1550-1557 гг., привезли в Испанию целую медицинскую библиотеку, причем большая часть книг была впоследствии переведена на латинский язык. Через 100 лет польский священник Михаил Бойм, вернувшись из Китая, издал в Германии серию книг по ЧЖЭНЬ-ЦЗЮ, пульсовой диагностике и традиционной фармакологии ЯОЛИСЮЭ; сэр Джон Флойер, переведший книги Бойма на английский язык, был первым европейским врачом, включившим исследование пульса в процедуру общего осмотра больного. В 1671 г. в Гренобле был выпущен труд «Тайны китайской медицины», в 1683 г. голландский врач Вильем тен Рине (тен Рене) ввел в медицинскую лексику термин «акупунктура», а в 19 веке методы ЧЖЭНЬ-ЦЗЮ уже достаточно широко применялись в европейской клинической практике для лечения ряда хронических заболеваний.
    Политическая нестабильность в начале 20 века не только породила бурный всплеск мистицизма, но также стимулировала интерес к восточной медицине. К сожалению, недостаток подлинно научных сведений привел к смешению понятий: акупунктура часто рассматривалась в одном ряду с магией и спиритизмом (в наше время массовое европейское сознание часто склонно воспринимать акупунктуру как составную часть восточных боевых искусств). В 30-е годы фашистское руководство Германии, в частности — лично А.Гитлер, проявляло большой интерес к мистике, а «заодно» — и к восточной медицине; известно, что в 1938 году в Китай отбыла специальная научная экспедиция, в задачи которой входило изучение возможностей акупунктуры как средства военно-полевой медицины. Парадоксально, что в Японии, являвшейся союзником и политическим партнером Германии, ЧЖЭНЬ-ЦЗЮ была к этому времени практически забыта, а японское правительство проявляло большой интерес к «тайнам» европейской военной медицины.
       В конце 40-х и в 50-х годах нашего века ясно проявились свежие тенденции развития акупунктуры:
    — новые правительства Китая, Кореи, Вьетнама, Японии и других стран региона прилагали силы к возрождению традиционной медицины в рамках государственных систем здравоохранения, пытаясь таким образом компенсировать острую нехватку специалистов по западной медицине;
    — в Европе и Америке быстро развивались новые направления акупунктуры, зародившиеся на стыке восточной и западной медицины и осваивающие достижения научно-технической революции.

       В России на протяжении XIX – XX в.в. появлялись  единичные публикации по иглотерапии.

     В 1945 году было организовано Международное общество по акупунктуре, объединившее национальные ассоциации многих стран мира.

    В бывшем СССР метод иглоукалывания начинает развиваться с 60-х годов, после возвращения из КНР группы советских врачей, посланных в Китай с целью изучения и внедрения в дальнейшем в медицинскую практику этого метода лечения. В последующем во многих крупных городах страны – Москве, Ленинграде, Киеве, Горьком, Казани и других, началась подготовка врачей-специалистов по чжэнь-цзю – терапии, периодически созывались конференции и организовывались школы-семинары.

       В Узбекистане до 1974 года иглотерапию официально применяли лишь отдельные врачи. И только начиная с середины 70-х годов начинает осуществляться систематическая подготовка врачей-иглотерапевтов, сначала государственными медицинскими учреждениями  (Республиканским научно-методическим центром рефлексотерапии УзГосНИИК.и Ф.им. Н.А. Семашко   и  кафедрой невропатологии  ТашИУВа), а затем и негосударственными организациями – Объединением „ЭКО“ при ДУ АН УзССР и в дальнейшем – ЧМП „TIBET“.

  Современная акупунктура

    На сегодняшний день акупунктура, по-видимому, является единой для всего мира отраслью медицины, развивающейся, как на Востоке, так и на Западе в одних и тех же, хотя и многочисленных, направлениях. Развивается международное сотрудничество, ниже перечислены крупнейшие акупунктурные организации:
    — Париж, 1943 — Международная Ассоциация Акупунктуры (IAA);
    — Буэнос-Айрос, 1965 — Латино-Американская Ассоциация Акупунктуры (LAAA);
    — Токио, 1971 — Восточно-Азиатский Акупунктурный Конгресс (EAAC);
    — Брюссель, 1984 — Международный Совет по Акупунктуре и Смежным Методикам (ICMART);
    — Пекин, 1987 — Всемирная Федерация Акупунктурных Обществ (WFAS).
    Кроме того, некоторые национальные научные организации, например, Академия Традиционной Китайской Медицины (Пекин, КНР), Университет Людвига Больцмана (Вена, Австрия) и др., de facto имеют статус международных, формально не являясь таковыми. Важную координирующую роль играют и правительственные организации ряда стран Юго-Восточной Азии, в первую очередь — Государственное Управление КНР по делам Традиционной Медицины.
    Вопросы международной координации деятельности в области акупунктуры входят в компетенцию Всемирной Организации Здравоохранения (WHO): в 1980 году на очередной сессии ВОЗ акупунктура была признана «научно обоснованным и клинически проверенным методом традиционной народной медицины» и рекомендована для широкого применения в странах-участницах. В 1989 году в Женеве на итоговом заседании специальной рабочей группы ВОЗ была окончательно согласована унифицированная Международная Акупунктурная Номенклатура (Interneational Acupuncture Nomenclature — IAN). В 1990 году ВОЗ и Европейским Советом был организован совместный рабочий семинар, посвященный вопросам унификации образования в области акупунктуры и выработке единой стратегии исследований, а в 1991 году на специальном заседании Исполкома ВОЗ был принят документ, рекомендующий использование IAN в научной печати и в системах медицинского образования стран-участниц.
    Замечание. Некоторые разделы IAN все еще находятся в стадии доработки, поскольку эксперты не могут прийти к окончательному соглашению по отдельным элементам номенклатуры. Возможно, это связано с позицией представителей стран Юго-Восточной Азии, считающих ЧЖЭНЬ-ЦЗЮ национальным достоянием и весьма болезненно воспринимающих «западную экспансию» в сфере традиционной медицины.
    Во многих странах, в т.ч. — в России, акупунктура (рефлексотерапия) признана в качестве самостоятельной медицинской специальности (см., например, приказ МЗ России N364 от 10.12.1997).

   В США акупунктура не признана на федеральном уровне, и в некоторых штатах для практических занятий ею не требуется не только специального образования, но даже лицензии.   В США иглотерапия стала активно применяться врачами и пациентами с появлением веховой статьи Джеймса Рестона, описывающей его успешном опыте обезболивания после удаления аппендицита с помощью игл акупунктуры (Нью-Йорк Таймс. 26 июля, 1971:1,6). До этого момента иглотерапия использовалась только в азиатских странах, в основном азиатами для азиатов. В начале 70-х гг. 20 века огромный интерес к акупунктуре был вызван работами врачей, посетивших Китай, где они стали свидетелями анестезии при хирургических операциях с использованием только лишь иглоукалывания. Доверие к методике возросло в медицинском и научном сообществах в конце 70-х, когда оказалось, что обезболивание с помощью иглоукалывания связано с деятельностью центральной нервной системы эндогенного опиоида и биогенного аминоида. С 70-х годов были разработаны общие принципы по преподаванию и применению, а также правила практики иглотерапии. Были созданы местные, региональные, национальные и международные ассоциации, чтобы представлять интересы различных групп физиотерапевтов по иглоукалыванию. Среди акупунктурных систем, в настоящее время практикуемых в США, наиболее распространена китайская традиционная медицина. Ее преподают в специальных колледжах в Китае. Этот подход иглотерапии связан с использованием лекарственных трав, что эффективно при заболеваниях внутренних органов. Акупунктурные точки выбирают для усиления эффекта терапии лекарственными травами, а также стимуляции движения энергии.

   Иглотерапия «пяти элементов» – другая широко распространенная система. Система «пяти элементов» основана на французских и другие европейских переводах древних канонов. Наибольшую ценность в этом подходе представляет возможность решать проблемы, которые связанны с психоэмоциональной сферой.

    В США иглотерапией могут заниматься как врачи, так и не врачи. В 35 штатах лицензия врача позволяет практиковать иглотерапию, для них нет никаких ограничений или предписаний. В 15 других штатах врачу, практикующему иглотерапию, необходимо предоставить свидетельства об участии и подготовительных программах от 200 до 300 часов или зарегистрироваться в отделе здравоохранения со свидетельством о теоретической подготовке.

   Американская Академия иглотерапии (ААМА) представляет образовательные, законодательные и профессиональные интересы врачей, практикующих иглотерапию. Для того, чтобы стать членом ААМА, требуется 220 часов теоретической подготовки и 2 года клинической практики. Этот стандарт соответствует директиве, прописанной в конституции Всемирной Федерации Обществ иглотерапии, международной организации под эгидой Всемирной Организации Здравоохранения. ААМА установила экзамены на профессиональную подготовку для получения лицензии. Членство в ААМА служит рекомендацией врача для государственной регистрации, медицинских учреждений, обязательного страхования и возмещения. Похоже, что профессиональный экзамен также станет требованием для участия в программах здравоохранения (Американская Академия иглотерапии; Лос-Анджелес, Калифорния).

    Практика иглотерапии без диплома врача разрешена в 33 штатах, а других этот закон еще ожидает решения. Требования специального образования и подготовки зависят от штата. И в последние 10 лет они подвергались различным изменениям и дополнениям. Около 30 колледжей лицензированы Государственной Комиссией по аккредитации школ и колледжей иглотерапии и восточной медицины. Большинство программ включают три года теоретической и практической подготовки. Также существует две основные государственные организации (Американская Ассоциация акупунктуры и Восточной медицины и Национальный Союз иглотерапии и Восточной медицины), которые совместно с множеством региональных и местных организаций представляют интересы зарегистрированного сообщества акупунктуристов.

   ВОЗ установила основные правила по базовой подготовке иглотерапевтов, стандарты для безопасной практики и клинические указания для иглотерапии. В основных правилах по подготовке указан минимум часов, который требуется в большинстве стран, правила согласованы с законами США: 2500 часов подготовки для акупунктуристов без диплома доктора и 200 часов – для врачей. Базовое обучение основывается на древней традиции иглотерапии (знания об акупунктурных точках и каналах) и традиционных моделях диагностики и лечения. Основы западной биомедицины также включены в программу обучения.

    В КНР, Японии и Корее традиционная медицина (в т.ч. ЧЖЭНЬ-ЦЗЮ) является самостоятельной отраслью знаний, в этих странах предусматриваются два разных вида медицинского образования — «медицина» и «традиционная китайская медицина» (TКM); выпускники соответствующих учебных заведений получают степени «DM» (доктор медицины) или же «DTCM» (доктор TCM). В то же время, как в КНР, так и в других странах Юго-Восточной Азии до сих пор сохранились самобытные «народные» школы ЧЖЭНЬ-ЦЗЮ, по-видимому, передающие знания из поколения в поколение; известно, что представители таких школ чрезвычайно ценятся во всех странах, и им приписываются совершенно исключительные способности.
    Можно выделить следующие основные направления современных исследований в области акупунктуры:
    — восстановление теории древней восточной медицины, разрушенной в годы репрессий Цинь Шихуан-ди и упадка, имевшего место в 17-20 вв.;
    — поиск физических структур организма, соответствующих важнейшим элементам традиционной модели акупунктуры (ЦИ, точкам, каналам и т.д.);
    — обоснование акупунктуры в рамках современной европейской (классической) медицины;
    — поиск новых активных точек (в основном — внеканальных), разработка новых рецептов лечения, исследование побочных эффектов акупунктурных методов и показаний к их применению;
    — разработка акупунктурных клинических технологий, основанных на локальных системах точек (аурикулярная, назальная и краниопунктура, методы Фолля и Накатани, СУ-ДЖОК и др.);
    — разработка новых методов акупунктурных воздействий (электро-, лазеро-, магнитопунктура и др.);
    — исследования в пограничных с медициной областях науки, направленные на выявление фундаментальных закономерностей, возможно, лежащих в основе традиционной модели акупунктуры;
    — установление связи с различными областями традиционной народной медицины, а также с некоторыми элементами религиозных культов и современной мистики и т.д.